Напишіть нам

Всі теми

Ресурсосбережение и ресурсонакопление

Нещодавно Світлана Ройз спільно з ГО “Смарт Освіта” провела семінар-практикум для вчителів “Ресурсознавство: як не вигоріти на роботі“. Після семінару вона підготувала для “Нової української школи” текст про вигорання та накопичення ресурсів.

Синдром эмоционального выгорания – это понятие, который ввел в 1974 году в психологию американский психиатр Фрейденберг (англ Burnout) – проявляется увеличивающимся истощением вследствие продолжительного воздействия нарастающих стрессов.

Мы должны понимать, что это диагноз с определенными симптомами и последовательностью процессов. Он затрагивает все сферы нашей жизни. Не только профессиональную. (смотрите ментальную карту Ольги Виноградовой).

Синдром эмоционального выгорания может подстерегать всех людей “сопровождающих профессий”: учителей, психологов, юристов, докторов, руководящих сотрудников, родителей – всех, кто несет постоянную ответственность и принимает решения, а так же всех, кто находится в постоянной эмоциональной близости с другими людьми.

Если говорить человеческим языком – СЭВ выражается словами: “я хочу на необитаемый остров”. И степень его тяжести выражается временем – хочу на необитаемый остров на час, на неделю, не месяц. Если мы “выгорели” – внутри нас звучит послание для мира: “вот только, пожалуйста, не трогайте меня:)”.

Протекает СЭВ в три фазы, но есть инкубационный период.

Инкубационный период эмоционального выгорания начинается оптимистично: приподнятое настроение, эйфория, полная отдача делу.

Если это работа с людьми, то у человека возникает либо чувство всемогущества, либо наоборот - желание максимально дистанцироваться от людей.

Стенический синдром – первый признак следующей фазы. У нас пропадает чувство юмора и мы раздражительны. Мы реагируем агрессивно там, где бы раньше пошутили или бы адаптировались к изменениям. Мы начинаем экономить силы.

Следующий – астенический синдром. Силы на злость уже нет. Мы апатичны, ощущаем бессилие, часто плачем.

Фаза дезорганизации – на этой фазе нам уже может понадобиться сопровождение докторов.

Еще в 1978 году условно разделили симптомы эмоционального выгорания на три группы: физические, поведенческие и психологические. К физическим относят постоянную усталость, чувство истощения, частые головные боли, отсутствие аппетита, бессонницу. Психологичсекие симптомы: ощущение беспомощности и безнадежности, постоянное беспокойство, раздражительность, подозрительность, неуверенность в себе.

Но. Во всем есть и “хорошая новость”.

Выгорание” помогает человеку экономно расходовать свои ресурсы, поскольку нервная система человека обладает так называемым “лимитом общения”.

И в условиях нехватки ресурса к нам, как правило,  приходят неожиданные идеи, которые помогают экономить силы, время, материалы, деньги….

Выход есть.

Метафорой для нашего практикума я выбрала картину польского художника Яцека Йерка.

На ней (для меня) изображена многовариантность. Много дорог и множество дверей, которые могут привести нас к счастью, к ресурсности, к проявлению потенциала. И каждый семинар, каждая книга, каждая новая информация – может только открыть или обозначить эти двери, а вот идти или нет дальше – это выбор самого человека.

Я так часто в работе сталкиваюсь с тем, что у клиентов присутствует некая двойственность – с одной стороны, я хочу быть наполненным и здоровым, с другой – есть какая-то моя часть, которой выгодно быть в состоянии “бедашечки”. В психологии есть такой термин, введенный еще Фрейдом – “вторичная выгода” от состояния, от болезни.

И прежде, чем мы думаем о том, как накопить силы, где их брать – важно все-таки, как по мне, сделать этот внутренний выбор – я выбираю жизнь. Я выбираю реализацию. Изобилие. Счастье. Это наше внутреннее намерение часто помогает “выбрать дорогу”.

В любой кризисной ситуации у нас есть 4 реакции: менять, принять, раздражаться (раздражение – это активно-агрессивная реакция) или ныть и требовать помощи  (пассивно-агрессивная реакция). Мы меняем свою реальность или принимаем существующие ограничения – когда мы ощущаем себя Взрослыми и берем ответственность за себя и свои проявления. Ныть и раздражаться – это реакция нашего “Внутреннего Ребенка”, который продолжает ждать спасения и заботы.

Я верю в изначальную взрослость и величие людей. Я верю в величие учителей. Из состояния внутренней малости – мы совершаем малые дела и выбираем “малые” реакции. Я практически на каждой встрече со взрослыми - учителями (родителями, психологами) предлагаю попробовать метафору – представить себя огромными – размером от земли до неба и широкими, как океан. Ощутить эту мощь внутри. Возможно, проговорить – “я взрослый. Я справлюсь”. Это то состояние, в котором мы приходим к детям. Тогда они могут опереться на нашу силу, на нашу устойчивость. Тогда они уверены в нашей авторитетности. Тогда нам не так страшно, если кто-то бросит каплю грязи – наш огромный океан способен ее растворить.

Как накапливать ресурс

Когда мы выгораем, мы выключаем чувствительность, мы перестаем эмпатировать. И я хочу предложить замечательную мысль от тренера ННО Эвы Рамбалы, которая стала моей ежедневной практикой – это вопрос: ЧТО Я СДЕЛАЛ СЕГОДНЯ ДЛЯ СЕБЯ, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ ЧУВСТВУЮЩИМ? Это могут быть совершенно маленькие действия.

Для того, чтобы мы могли усваивать новую информацию и перераспределять уже полученную, нам нужно (точнее, нужно части нашего мозга под названием гиппокамп) как минимум 2 минуты тишины в день.

Для накопления сил у нас есть такие КАНАЛЫ РЕСУРСА:

  1. Тело (движение, проприоцепция)
  2. Аудиуальный
  3. Визуальный
  4. Обонятельный
  5. Вкуса
  6. Отношений
  7. Интеллекта
  8. Интуиции
  9. Мировой
  10. Канал речи

Как правило, мы постоянно используем один-два канала. Полезный для нас секрет – больше всего для нас энергии, в незадействованном канале. Если во время семинара я использую в основном канал речи, канал интеллекта, канал отношений, то отдохнуть я могу в “канале тела” - прогулки, танцы, вкус и в молчании. Если мы задействуем неиспользуемый канал – мы накапливаем силы быстрее.

На что мы тратим силы (из неочевидного):

– Многие учителя говорят – я отдаю всю душу, все сердце своим ученикам. Но ведь есть огромная разница – я что-то делаю из души или из сердца или отдаю всю свою душу и все свое сердце. Когда мы даем “из сердца” - наш источник неисчерпаем.

– Существует версия, что первый учитель особенно, или вообще преподаватель – это вторые мама-папа. В тот момент, когда смещаются роли, начинается путаница в отношениях. Если я становлюсь мамой для ученика – я перемещаюсь в роль с другой авторитетностью и задачами. И я становлюсь частью семейной системы ученика. В этот момент сам ребенок начинает со мной совершенно неосознанно отыгрывать все, что происходит у него в отношениях с мамой (папой). А в моем восприятии ребенка появляется фильтр субъективности. И, конечно, будет возникать совершенно неосознанное сопротивление и ревность родителей – мы же тогда занимаем их место.

Так как процессы совершенно неосознанны и неочевидны – они могут принимать разную “видимую” форму конфронтаций, претензий (важно себе напоминать: я уважаю твою семью, ты не мой сын, не моя дочь, я твой учитель, я не мама/папа)

– Если мы сопровождаем во взрослении подростков: задача подростка максимально отдалиться от того, что ему напоминает о детстве. Если мы попадаем в роль мамы – подросток нас так же обесценивает, так же сопротивляется, как маме. В работе с подростками нам важно быть особенно в том самом состоянии – ОКЕАНА. И нам очень важно уважение к себе и к взрослеющему человеку.

– Мы тратим силы на то, чтобы противостоять активности ребенка, подавить ее – вместо того, чтобы ее направить. Важно помнить, что ребенок развивается в действии.

– Мы боремся с тем, что заложено в физиологию ребенка. Например, есть особенности созревания мозга ребенка, есть возрастные “контуры развития”, и есть особенности личной истории ребенка. Детки, у которых были сложные роды – часто не могут, например, сидеть в центре класса (где более душно и есть ощущение “давления”), не могут долго находиться в школьной форме – они к концу первого урока уже в рубашке навыпуск и с расстегнутыми пуговицами.

Детки – которые выросли в семьях единственными (есть еще старшие и младшие) – к концу первого урока могут уже уставать от контакта с большим количеством людей, они могут жаловаться родителям на то, что “их бьют или на них кричат”, а на самом деле мимо них просто кто-то прошел и случайно зацепил или в их восприятии (как правило, тихой домашней среды обитания и менее контактной, чем в многонаселенных семьях) кто-то говорит громко. О таких “секретах” рассказывают нейропсихологи, и на каждом нашем практикуме я даю много информации и игр.

– Мы тратим силы на эмоции, вместо конкретных действий. Как правило, у нас возникает раздражение или злость: и мы теряем ощущение ресурсности, когда не можем себе позволить сказать НЕТ.

Еще одна фраза-практика от Эвы Рамбалы – когда я говорю чему-то-кому-то НЕТ, я в этот момент говорю чему-то в своей жизни ДА. Так чему я говорю ДА в своей жизни, если я позволяю себе сказать НЕТ?

– Мы тратим силы, когда попадаем в роль Спасателя. Тогда мы пытаемся всех осчастливить, тогда мы не заботимся о себе. Мы чувствуем свою значимость, только если нам благодарны. Нам сложно сказать НЕТ. Если я спасатель – рядом со мной обязательно будут жертвы, которые будут на меня сбрасывать свою ответственность. И обязательно будут недовольные тем, что я недостаточно или некачественно их “спасаю”. Важно следить за тем, чтобы насильно не осчастливливать и чтобы верить в изначальные силы и ответственность того, кто нам представляется “жертвой”. И важно поверить в то, что нам есть место в жизни и мы любимы и значимы не зависимо от количества совершаемых действий.

Я безмерно уважаю и восхищаюсь теми, кто выбрал для себя роль Учителя. Учитель – это человек, который проводит больше времени с ребенком, чем часто родитель. И учитель – это именно тот человек, который может либо “включить” потенциал ребенка, дать ребенку веру в его силу и возможности, либо закрыть ребенку на время доступ к его потенциалу. Если мы верим в свое собственное Величие и силу – мы можем ее распознать и в других.

Одна из моих любимых цитат: “Не каждый может вершить великие дела, но каждый может делать малые дела с великой любовью”, Мать Тереза.

Я желаю всем нам быть в том состоянии, когда наша великая любовь в том числе и к себе, становится зарядом для всех наших дел и дней.

Всего доброго.

Светлана Ройз, детский семейный психолог

Фото: автор – Nobilior, Depositphotos

Матеріали за темою

Обговорення